Великая ул., 4, корп. 1, Великий Новгород

пн-пт 09:00–19:00

8 (921) 843-56-14

Структура и органы управления

Варухин Николай Геннадьевич

Из автобиографического очерка

Я, Варухин Николай Геннадьевич, родился 30 марта 1940 года в селе Георгий Новгородского района, Ленинградской области. Семья состояла из родителей-мельников и четырех детей.

  • с 1940 по 1942 годы жили вместе с мамой в селе Георгий;
  • с 1942 по 1945 годы четверо детей с мамой в немецком концлагере;
  • в 1945 году освобождены из лагеря, всю семью приютили в Эстонии родственники по линии мамы;
  • в 1949 году семью нашел отец и увез к бабушке в Россию в Поозерье деревню Скрипка (Десятины);
  • в 1950 году родителей обманули по работе в колхозе и семья переехала в Новгород на улицу Полевая, затем переехали в деревню Лешино и стали работать в совхозе, за что им и дали в бараке комнату 14 кв. метров;
  • 1950-1956 годы – учеба в школе № 9 города Новгорода, затем присвоили школе № 51 (ныне это 2 гимназия начальная школа);
  • 1953-1956 годы занимался в военно-морском клубе ДОСФЛОТ, после объединения назвали ДОСААФ. Прошел путь от гребца до яхтенного рулевого и командира шлюпки.

Был чемпионом Новгородской области по парусным гонкам, по гребле, активно участвовал в различных шлюпочных походах, соревнованиях, эстафетах;

  • 1956 году после окончания школы начал работать на судах рыбного флота (МРХ СССР) в качестве матроса;
  • 1957-1958 годы – учеба в школе командного состава судов рыбного флота по специальности судоводитель;
  • 1958-1959 годы работал помощником капитана на приемно-транспортном судне. Выбрал любимую работу на всю жизнь;
  • 1959-1963 годы – служба в Военно-морском флоте на Балтике по судоводительской профессии.

По решению товарища Хрущева Н.С. было сокращено 1 200 000 лучших офицеров Вооруженных сил СССР. Появилась большая нехватка командного состава в ВМФ, поэтому были собраны кадры из комсостава гражданского флота и после усиленной переподготовки распределяли на различные военно-морские базы в качестве командиров судов и кораблей вспомогательного флота ВМФ. В 1963 году за успешную службу и выполнение сложнейшей операции по подъему объектов с большой глубины, я был награжден именным фотоаппаратом от имени Главнокомандующего ВМФ СССР.

  • 1963-1967 году – работа в различных должностях: от матроса до капитана в торговом и рыболовном флотах. Появилась возможность повышать образование и в 1967 году окончил Ленинградское речное училище.
  • В 1967 году организовал клуб юных моряков при Доме пионеров города Новгорода. Большую помощь в организации работы «КЮМ» оказала директор Дома пионеров Мищихина Татьяна Давыдовна.

В моей жизни много значит «КЮМ», поэтому остановлюсь более подробно.

10 июня 1967 года получил от ВМФ боевой корабль – минный тральщик из Таллинской военно-морской базы. Пришлось выбивать его через решение Совета Министров СССР. Перегнали судно своими силами от Таллинна до Новгорода экипажем из 4 человек: Женя Бритвин, Николай Наседкин и механик от ВМФ, который сбежал в Петрокрепости, не выдержав такой нагрузки.

Детский Совет «КЮМ» присвоил кораблю имя юнги Юрий Иванов, который геройски погиб 26 апреля 1945 года.

Надо было самостоятельно вместе с механиком Вдовиным А.А. и советом клуба разработать документы по переоборудованию военного корабля в учебное судно для детей и сдать различным инспекциям на получение всех судовых документов на право плавания под флагом СССР. В августе 1967 года вышли в первое плавание с детьми, имея на борту 40 юных моряков и 3 взрослых (капитан, механик, боцман), все остальные должности выполняли юнморы. Каждую зиму переоборудовали судно под нормы для детей, кроме этого вели занятия с ребятами. Пришлось решать множество вопросов по финансированию, снабжению, запасным частям, ремонтом главных и вспомогательных механизмов.

8 навигаций безаварийно, успешно и с честью отработал « Юрий Иванов» и в 1974 году подарили его клубу юных моряков города Старая Русса, где он продолжил работать на благо подрастающего поколения.

В 1974 году с таким же выбиванием и решением Совета Министров СССР получили от Ленинградской военно-морской базы корабль связи, построенный на корпусе большого охотника за подводными лодками. Присвоили ему имя « Пионер Леня Голиков». На борт принимал 50 юных моряков и 5 человек командного состава. Все работы по переоборудованию корабля в учебное судно не перечислишь, но объем по сравнению с « Юрием Ивановым» оказался в несколько раз больше. Все эскизы, расчеты, схемы и т.д. выполняли совместно с командирами и Советом клуба, состоящий из активных, думающих и работоспособных юнморов. В межнавигационный период выполняли глобальную, очередную работу по переоборудованию и ремонту судна и не сорвали ни одной учебной навигации.

В 1975 году участвовали в Республиканском слете юных моряков в городе Горький (Нижний Новгород) « Пионер Леня Голиков» был признан самым красивым и чистым кораблем. Заняли общее третье место из 75 команд. О нас узнала вся Россия! Для первого раза участие в таких крупных соревнованиях – отлично!

В 1979 году подарили «Леню Голикова» Ленинградскому областному клубу юных моряков. В 1980 году учебное судно «Пионер Леня Голиков», выполнив всего один гибельный рейс, прекратил свою жизнь, ушел на «иголки» в металлолом, а капитан после аварии покончил свою жизнь в каюте. Я лично до конца своей жизни буду помнить этот корабль со слезами на глазах!

В 1978 году после 6-летней переписки и поездок в главный штаб ВМФ – моя мечта и мечта всего клуба – сбылась. Нам передали боевой корабль от Рижской военно-морской базы – морской тральщик. Кораблю юнморы присвоили имя юнги Соловецкой школы – «Саша Ковалев». Юнга Саша Ковалев погиб 9 мая 1944 года.

Учебное судно «Саша Ковалев» по конструктивным данным очень близок к гражданским судам, поэтому вся энергия была направлена на то, чтоб достать именно такое судно и чтобы ходить по древним морским путям наших предков - новгородцев. Надо было спланировать работу по переоборудованию корабля в учебное судно так, чтобы не сорвать ни одной учебной навигации.

В 1980 году была приглашена инспекция Регистра СССР для осмотра судна «Саша Ковалев» на предмет годности плавания во внутренних морских водах. Был составлен большой список необходимого оборудования и технических работ для получения морского класса Регистра СССР.

С получением судна «Саша Ковалев» и в будущем с выходом в морские районы плавания, остро встал вопрос по комплектованию всего экипажа дипломами для судов смешанного плавания «река – море», т.е. экипаж должен иметь речные и морские дипломы.

Советский Союз первый в мире построил специальные суда для перевозки грузов по речным и морским районам плавания без перегрузок в морских портах, что дало огромную экономию. В международном мореплавании появился новый класс судов по предложению СССР. Для решения кадрового вопроса для этих судов были разработаны ускоренные программы обучения в институте водного транспорта. Из числа капитанов, старших и 2-х помощников капитана судов внутреннего плавания со всех речных пароходств Союза комплектовались группы. Потребность в кадрах была велика, а флот «река-море» плавания строился усиленными темпами. Мне пришлось приложить много усилий для приема в институт.

В 1983 году с отличием окончил очередное обучение в Ленинградском институте водного транспорта и получил капитанский диплом для работы в море. В этом же году судно «Саша Ковалев» сдали Морскому Регистру и получили необходимые документы. Радость была великая! Мы могли на борт брать до 90 юнморов.

В 1984 году пошли в рейс город Новгород – Таллинн – Новгород, затем Ленинград – Таллин – Рига – Новгород. В зимний период 1984-1985 годов дооборудовали судно «Саша Ковалев» и весной 1985 года получили международные конвенционные документы.

В июле 1985 года ушли в международный рейс Новгород – ГДР порт Росток – Новгород с визитом дружбы.

В 1986 году побывали с визитом дружбы в капстране Финляндии порт Уусикаупунки.

В 1989 году в Швеции. Потом Белое, Баренцево моря – порт Мурманск, Североморск и порт Владимир. Там служил боевой корабль «Новгородский комсомолец», а на борту этого корабля служили наши выпускники, посланные военкоматом на флотскую службу по ходатайству клуба. «Саша Ковалев» ошвартовался к борту «Новгородский комсомолец», можете это только представить?

1990 год – рейс Новгород – Балтика – Кильский канал – Эльба – Северное море – порт Эмден ФРГ. Наш «Саша Ковалев» был поставлен к парадному причалу в центральной части города. Примыкающая площадь к причалу заполнена полностью встречающим народом, членами различных партий. В течение зимы все партии Германии спорили между собой – выпустят в Германию коммунисты детей или нет. А мы взяли и пришли! С 10 утра и до 19 часов весь экипаж принимал различные делегации, жителей города, а я в каюте капитана принимал руководителей и представителей различных партий и организаций.

20 лет учебное судно «Саша Ковалев» отслужило юным морякам из «КЮМ» СССР: Украины, Эстонии, Карелии, Дальнего Востока, Ленинграда, Москвы, Камчатки, Тюмени, Костромы, Ярославля, Латвии. Всегда рейсы были интересные, члены экипажа дружные и работоспособные.

В 2000 году «Саша Ковалев» ушел в Москву в морской клуб «Петрофлот». Наш экипаж все хлопоты и перегон взял на себя. Я провел «Сашу Ковалева» до Новой Ладоги, а дальше перегоном руководил мой выпускник Устриков Н.П. Я стоял на краю причала вместе с сыном Аркадием и со слезами на глазах смотрел на уходящий наш дорогой, любимый, родной корабль. Мы не знали тогда, что это последний рейс «Саши Ковалева». У новых хозяев он не вышел вообще ни в один учебный рейс.

В 2011 году во время сильнейшего шторма судно было выброшено на каменный мол гавани. Обворованный, брошенный этот легендарный корабль ушел на «гвозди» в чермет. Сколько судеб характеров, детских душ прошли через палубы «Саши Ковалева», через мое сердце и через прекрасные руки нашего командного состава, которые не считались со временем, здоровьем занимались с детьми.

Почему не оставили в Новгороде учебное судно «Саша Ковалев»? Времена менялись, развал СССР, многие «КЮМ» закрывались из-за нехватки финансирования, многие директора продавали учебные суда и здания для личной наживы. Всеобщая полная разруха в стране запретила патриотизм, нападки на офицеров вооруженных сил, всеобщее воровство и появление бедного народа и очень богатых, неприличных людишек. Ребята! Выживай, кто как может!!! Общий крик по стране: зарабатывайте сами, учитесь бизнесу и т.д. вещали все СМИ и руководители разных министерств. Стало понятно, что на судне «Саша Ковалев» мы ничего не заработаем. Вот поэтому встал вопрос приобрести пассажирское судно и срочно начать работать с туристами. В 1997 году купили у Северо-Западного речного пароходства пассажирский теплоход «Герой Юрий Гагарин». Совет клуба принял решение переименовать теплоход и присвоить гордое имя «Господин Великий Новгород». Это судно берет на борт 120 человек и работает по настоящее время.

В 1998 году «Сашу Ковалева» поставили на прикол, а «Господин Великий Новгород» вышел работать с туристами и поломниками. Вот так мы стали выживать. Одновременно с туристами на борту проходят практику юные моряки. В 1970-80х годах в страшном сне не приснилось бы такое! «Саша Ковалев» к 2000 году был в прекрасном состоянии, отвечал всем международным требованиям, только работай с детьми и ходи в различные районы плавания. Для учебных целей, именно для детей, все было сделано. Скажите мне, что для того, чтобы выжить, чтобы дети продолжали заниматься в «КЮМ», мне надо под старость лет унижаться перед всякими туристическими фирмами для получения места в этом бизнесе? Все зарабатываемые деньги шли на перестройку и содержание «КЮМ». Надо ведь было из старого теплохода 1954 года постройки сделать «конфетку» со всеми удобствами. Мы все вместе это сделали! В 2013 году теплоход «Господин Великий Новгород» участвовал в проведении Саммита G -20 – восьмой встречи руководителей стран «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге. «Господин Великий Новгород» был судном обеспечения, а также на нем находился штаб управления и движения флотом, осуществляющим всю перевозку лиц, участвующих в Саммите. Наше учебное судно признано лучшим в России среди таких учебных судов как «Седов», «Крузенштерн», «Паллада», «Мир».

В течение многих лет мы добивались от Министерства рыбного хозяйства СССР передачи судна немецкой постройки типа «СТБ». На корпусе «СТБ» можно построить удобное парусно-моторное судно для детей, что мы и сделали. У нашего клуба появилась единственная в СССР парусно-моторная шхуна для прохождения практики с юными моряками, которые нашли красивое название «Славия», новгородского телевизионного канала с таким названием тогда еще не существовало.

С 1985 по 1995 годы юные моряки ходили на ПМШ «Славия», построенной для детей в Новгороде силами КЮМа и членами экипажа во главе с капитаном Устриковым Н.П., которые работали сутками, без выходных. На борт ПМШ «Славия» брала 20 юных моряков и 3 члена командного состава.

В настоящее время с юными моряками работают три учебных судна: «Господин Великий Новгород», «Михаил Балабан», «Ильмера».

О судне «Михаил Балабан» могу сказать, что это судно построено в 1975 году в Гданьске на судоверфи «Висла» по заказу ВМФ СССР для учебных целей, проект «722». В 1995 году с помощью моего брата Варухина В.Г., через А. Чубайса судно было передано нашему клубу бесплатно! Это редчайший случай в истории уже капиталистической России, что судно не продали, а передали бесплатно, а некоторые личности требовали 50 000 долларов. Своими силами полностью переоборудовали корабль под детское учебное судно, и назвали его «Михаил Балабан». На борт принимает 22 юных моряка и 7 человек штатная команда.

В Петрозаводске на верфи «Варяг» совместно со спонсором в 2009 году построено парусное судно традиционной деревянной конструкции стилизованное под торговое судно 15-16 веков. В 2010 году «Ильмера» совершила рейс в Балтийское море и прошла часть древнего торгового пути из городов Ганзы в Великий Новгород и далее по пути караванов «из варяг в греки», посетили Швецию, Эстонию, а в 2012 году побывали в Польше на фестивале парусных судов.

За 40 лет работы капитаном мне приходилось постоянно учиться, повышать свое образование. Профессия судоводителя очень сложная, требует постоянной подготовки, учебы, сдачи всевозможных экзаменов, прохождение тренажеров и ежегодных медкомиссий. Особые требования предъявляются к капитану учебного судна, кроме всего, он должен быть педагогом, психологом, юристом, а на учебном судне еще и мамой и папой.

Я вкратце коснусь, что мне пришлось делать, чтобы быть капитаном.

  • 1969 год – получил диплом капитана всех групп судов внутреннего плавания речного – озерного флота, это самый высокий диплом капитана;
  • 1970 год – учеба в Северо-Западном речном пароходстве и сдача экзаменов на право плавания без лоцмана на линии Ленинград – Астрахань, Ленинград – Москва.
  • 1975 год – учеба в Северо-Западном речном пароходстве и сдача экзаменов на самостоятельную проводку судов в разводку Невских мостов (без лоцмана);
  • 1984 год – сдача экзаменов в службе капитана Ленинградского морского порта на право плавания без лоцмана от моста лейтенанта Шмидта до выхода в море;
  • 1995 год – в Ленинградском институте водного транспорта по требованию международной конвенции прошел тренажер по радиолакационному наблюдению для капитанов морских судов, со сдачей соответствующих экзаменов;
  • 1997год – в Санкт-Петербургском государственном университете водных коммуникаций прошел повышение квалификации руководителей предприятий водного транспорта;
  • 2001 год – в этом же университете прошел радиолакационный тренажер «Синдел» по распоряжению Минтранса России;
  • 2012 год – повышение квалификации судоводителей внутреннего плавания в Санкт-Петербургском университете водных коммуникаций.

Мне пришлось одновременно исполнять две должности: капитана учебных судов (40 лет) и директор внешкольного учреждения по настоящее время и являюсь капитаном-наставником. Все переподготовки и сдача всевозможных зачетов, экзаменов по этой специальности говорить нет желания, а всего этого очень много. В настоящее время, как руководитель учреждения, имею высшую квалификационную категорию.

Какие учебные суда были мною приобретены:

  • 1967-1974гг. – «Юрий Иванов» брал на борт 35 курсантов;
  • 1974-1978гг. – «Пионер Леня Голиков» брал на борт 50 курсантов;
  • 1978 - 2000гг. – «Саша Ковалев» брал на борт 90 курсантов;
  • 1985-1995 – парусно-моторная шхуна «Славия» на 20 мест;
  • 1986-1990 – буксирный теплоход «Ильмень» на 12 мест;
  • 1976-2001 – учебный катер «Марат» на 8 мест;
  • 2001-2004 – яхта класса Л-6 «Киселев»;
  • 1990-2007 – учебный теплоход «Зуек» на 12 мест;
  • 1995 - по настоящее время – учебный теплоход «Михаил Балабан» на 22 места;
  • 1997 - по настоящее время – учебный теплоход «Господин Великий Новгород» на 120 мест;
  • 2009 - по настоящее время – парусно-моторное судно «Ильмера» на 8 мест.
  • Есть четыре шлюпки для занятий парусно-гребным делом и выполнения шлюпочных походов.

Какие учебные суда были мною приобретены:

  • командующий двух Всероссийских слетов и Всесоюзного слета в лагере «Океан» города Владивосток;
  • организатор от СССР кругосветного плавания юных моряков «Школа под парусами» на польской баркентине «Погория»1988-1989 годы, отбор участников 1 этапа кругосветки провел в Новгороде, 6 новгородцев и я в должности старпома приняли участия;
  • организатор Всесоюзной молодежной морской лиги, вице – президент ВММЛ;
  • 1 заместитель председателя Совета директоров клубов юных моряков, детских пароходств, флотилий при Министерстве просвещения СССР;
  • 1976 год – принят в клуб капитанов при Министерстве Морского флота. От клубов юных моряков было принято всего 3 человека: Багрянцев Б.И.(Москва), Калинин Н.А. (Ленинградская обл.) и Варухин Н.Г. (Новгород). Этим же составом разрабатывали все нормативные документы для «КЮМ» и детских пароходств СССР;
  • совместно с коллективом клуба разработал новый вид соревнований по «Морской зарнице»;
  • 1982 год - «КЮМ» получил здание на берегу реки Волхов. Добился этого решения через 1-го секретаря Новгородского обкома партии Антонова Н.А. Вся разработка документов и оборудования классов было выполнено командным составом клуба. Эскизный проект здания и маяка снаружи были выполнены мною;
  • 1982 год - «Саша Ковалев» флагманское судно на слете юнг Соловецкой школы СССР; на борту судна дети космонавтов;
  • 1996 год - вышла книга «Детское море», которую я писал 6 лет;
  • 1984 год - пробил строительство собственного причала «КЮМ»;
  • был депутатом Ленинского района города Новгорода двух созывов;
  • 1991 год- единственное от «КЮМ» наше учебное судно приняло участие в мероприятиях в Архангельске,в честь 50 –летия северного конвоя «Дервиш -91». На борту «Саши Ковалева» вместе с юными моряками были ветераны войны и участники конвоев. Ушли в этот поход, когда в стране начался путч;
  • в 1991 году предложил Шведчикову Б.Н. идею о создании международного туристического водного маршрута «Из варяг в греки», то есть построить специальное круизное судно «река – море» (250-300 мест) плавания для соединения Стокгольма с Новгородом. Борис Николаевич подсоединил к этой программе институт города Москва, который разработал этот проект. Основная документация находится в клубе и ждет лучшие времена;
  • с 1997 года являюсь советником губернатора;
  • 2005 год – в Великобритании в Портсмуте принял полномочия председателя Международной ассоциации морских кадетов (МАМК), в которую входили 19 стран и в 2006 году провел международную конференцию на борту судна «Господин Великий Новгород»;
  • с 2005 года организовал совместно с администрацией «КЮМ» 8 международных слетов на наших учебных судах;
  • являюсь членом общественного Совета при УВД;
  • депутат Новгородской городской Думы 5 созыва;
  • являюсь организатором музея «История Клуба юных моряков», который неоднократно побеждал в различных конкурсах, в том числе музей стал Лауреатом Всероссийского конкурса среди 3500 школьных музеев;
  • 2013 год - открыли спортивный комплекс в соседнем здании, с тренажерным залом, рингом. Помогали в строительстве друзья, руководители предприятий.

Мне всегда везло на хороших людей и помощников, сложные и поставленные задачи мы всегда решали вместе. Без одаренных и целеустремленных людей я бы ничего не сделал. Вот эти удивительные друзья и единомышленники: с 1982 года и по настоящее время со мной работают: заместитель директора по учебно-воспитательной работе Федотова Надежда Георгиевна; капитан Устриков Николай Петрович, старший механик судна «Саша Ковалев» Эйгстер Владимир Георгиевич; 2-й помощник капитана Масленников Александр Георгиевич.

Благодарен 2-му механику «Саши Ковалева» Михаилу Григорьевичу Ефимову, электромеханику Волкову Александру Алексеевичу; 3-му помощнику капитана Галину Игорю Александровичу; радисту Андрееву Сергею Павловичу; механику Земке Владимиру Теодоровичу; матросу Юркину Николаю Сергеевичу; выпускникам клуба – старшему механику Калашникову Алексею Владимировичу, 2-му механику Камышный В.В.; старшему механику Вдовину А.А.; Моисееву А.В. Нынешней администрации «КЮМ» - заместителю директора по АХР Койнаш Александру Николаевичу; заместителю директора по флоту Дубовикову Александру Васильевичу; заместителю директора Варухину Аркадию Николаевичу; главному бухгалтеру Антоновой Любови Александровне и многим другим коллегам.

Без помощи руководителей предприятий мы не смогли бы выполнить все намеченные работы. Спасибо за помощь:

  • «Речной порт» – Рыжов Б.И., Басковничев А.И., Марков И.А, Лаврентьев Ю.М.
  • «Азот» - Цветков С.И., Иванов В.А.
  • «Акрон» - Гавриков В.В., Антонов
  • «Автоспецоборудование» - Книпа Л.Г.
  • «ГАРО» - Алексеев А.П.
  • «Волна» - Иудин П.М., Светлов С.И., Алексеев В.А.
  • Мебельный комбинат – Щапин В.А., Антанас Шелкайтис
  • «Планета» - Кузнецов В.И., Добряков А.А.
  • «Комета»- Герасимов А.Д.
  • «Киномеханический» - Варухин В.Г.
  • «Новгородлес» - Слуцкер И.И.
  • Телевизионный завод – Цветков А.С.,Загурский А.М.
  • «Квант» - Капралов Г.Н.
  • «Механический завод» -Компаниец Ю.Б.
  • «Сплав» - Шульман И.И.,Федоров В.М. ,Федоров Н.В.
  • «123 авиационный завод» - Сахаров А.Л.
  • « Деловой партнер» - Горохов А.В., Антюфеев В.П.
  • «Трест –2» - особая благодарность всему коллективу и его руководителю Лозюк А.С.

Хочу отметить работу родителей: Ефремова В.А., Ярош Т.В., Матвеева Л.В., Ковалева Н.М., Рожкова Л.А., Калашникова Н.П., Жижин А.М., Климантова О.Г. и многие, многие другие.

Что особо отмечаю. Все годы огромную помощь оказывали комсомольские, партийные организации, председатели городских и районных советов, мэры города, губернаторы Новгородской области. Особый новгородский дух, особое историческое, духовное и нравственное наследие от наших предков Великого Новгорода был у замечательных людей, которых хочу перечислить: Базовский Н.В.,Антонов Н.А., Кукушкин А.М., Фокина З.Н., Кондратьев В.А. Измайлова Н.А., Краснопевцев Е.М., Андреев Е.В., Шведчиков Б.Н., Бузин А.А., Почуева Е.С., Агафонов А.И., Арсентьев Г.И., Семенов М.И., Корсунов В.А., Иванов В.Н., Фомин В.Е., Носкова С.И., Алексеев М.Н., Зарницкий А.А., Кузьмин В.К., Черезова К.И., Гейдорф А.И., Аверкин В.Н., Алексеева Т.П. и многие другие.